Головченко Диана Николаевна

Консультация по правилам дорожного движения 

Картотека игр по формированию ЗОЖ

Из опыта работы воспитателя Головченко Д.Н.
Тема: «Формирование экологических представлений детей дошкольного возраста через организацию поисково- познавательной деятельности»

Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми. Кто такой школы не прошёл. (К.Е. Тимирязев)

Стремление познать окружающий мир – одна из характерных особенностей человека, отличающая его от остальных обитающих на нашей планете живых существ.

Первые основы экологического образования и воспитания – надлежащее отношение к окружающей среде, правильное понимание видения мира закладывается в период дошкольного детства. Именно в этот период формируется отношение к себе, к людям, к миру, в котором живёт ребёнок.

Цель экологического воспитания и образования – научить детей экологически целесообразному образу жизни. Начинать работу в этом направлении надо уже с младшего дошкольного возраста, когда в детях закладывается фундамент познавательной активности, пробуждается интерес к окружающему.

Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от природы. Это свойство И.П.Павлов назвал рефлексом «что такое?», под влиянием которого ребёнок обнаруживает качества предметов, устанавливает новые для себя связи между ними. Особую роль природы в развитии логического мышления и связной речи подчёркивал К.Д.Ушинский.

Почему именно природе отводиться особая роль в формировании и развитии познавательных процессов? Природа постоянно окружает ребёнка, очень рано входит в его жизнь. Ребёнок начинает знакомиться с нею ещё до того, как произнесёт первые слова, сделает первые шаги, откроет первую книгу. Многогранный мир природы пробуждает у детей любознательность и интерес. Окружающая природа эмоционально захватывает ребёнка, поражает его воображение, побуждает к размышлению, сомнению. Умение наблюдать, вырабатываемое в процессе познания природы, рождает привычку делать выводы, воспитывает логику мысли.

Вопросы детей уже среднего возраста направлены на уяснение связей, отношений между предметами и явлениями действительности, на систематизацию своих представлений, на нахождение в них общего и различного. Логика природы доступна ребёнку. Ему легче обнаружить связи и отношения в мире природы, чем в других областях действительности. Наиболее сложными для дошкольников являются причинно – следственные связи. Их установление требует глубокого умственного поиска, определённой степени развития логического мышления. Но направлять, регулировать деятельность ребёнка по познанию окружающего мира должен педагог.

Одним из основных методов ознакомления детей с объектами и явлениями природы является наблюдение, но иногда. Чтобы понять суть явлений природы, взаимодействие и взаимовлияние объектов природы, свойства предметов одного наблюдения недостаточно.
В соответствии с планом  воспитательно – образовательного работы  мы предположили, что более глубокому усвоению детьми экологических представлений может способствовать организация поисково – познавательной деятельности. Поисково- познавательная деятельность – особый способ практического освоения действительности, направленный на создание таких условий в которых предметы и явления наиболее ярко обнаруживают свою сущность скрытую в обычных ситуациях.

Главное достоинство метода поисково- познавательной деятельности заключается в том, что он даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе данной деятельности идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Следствием является не только ознакомление ребёнка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приёмов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

Наша работа по экологическому воспитанию детей начинается в младшем дошкольном возрасте.

В начале нашей работы мы определили и поставили следующую цель нашей работы:

Создание условий для обеспечения элементарной опытнической деятельности и как следствие повышение уровня экологических знаний и представлений детей дошкольного возраста.

Из поставленной цели мы выделили следующие задачи нашей работы:

1. повышение уровня знаний детей об объектах природы и уровня отношений детей к данным объектам;

2. использовать традиционные и нетрадиционные методы обучения детей дошкольного возраста;

3. использовать метод поисково – познавательной деятельности для расширения и углубления знаний и представлений детей.

Одним из важных условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении является правильная организация предметно- развивающей среды.

Главными задачами развивающей среды являются:

— создание условий для формирования у ребёнка экологической культуры;

— экологически грамотное поведение в природе, безопасное как для самой природы, так и для ребёнка;

— создание условий для ознакомления и общения ребёнка с природой ближайшего окружения.

Экологическая развивающая среда в детском саду должна способствовать:

— познавательному развитию ребёнка;

— эколого-эстетическому развитию;

— оздоровлению ребёнка;

— формированию нравственных качеств;

— формированию экологически грамотного поведения;

— экологизации различных видов детской деятельности.

В нашей группе существует природный уголок, который обеспечивает непосредственное общение ребёнка с объектами природы. Это позволяет нам на протяжении всего периода обучения и воспитания детей использовать его для организации разнообразной деятельности детей и проведения экологических экспериментов. Под непосредственным руководством воспитателя дети систематически наблюдают и ухаживают за животными и растениями уголка природы.

В нашем уголке природы содержаться разнообразные растения предусмотренные программой воспитания и обучения: теневыносливые и светолюбивые, засухоустойчивые и влаголюбивые. Такое разнообразие позволяет знакомить детей с разнообразным растительным миром, недоступным в повседневной жизни.

Чтобы познакомить детей с условиями необходимыми для роста и развития растений мы проводим длительные и краткосрочные эксперименты. Например: для ознакомления детей с потребностью детей в свете, мы предлагаем детям поместить два одинаковых растения в разные условия: на свет и в тень. Через определённый промежуток времени дети замечают, что листва и побеги растений стали отличаться: растение на свету осталось зелёным, а растение в тени потеряло окраску листьев, стало бледным. В ходе наблюдений, которые фиксируются в дневнике, дети приходят к выводу, что свет необходим для благополучия растения.

Также для определения необходимости света для растения мы провели следующий эксперимент: посадили в почву клубень картофеля и нарыли посадку тёмной коробкой с внутренним лабиринтом и отверстием на противоположной поверхности, когда из отверстия показался росток картофеля, сняли коробку. Дети отметили, что росток картофеля внутри коробки тонкий и бледный, также дети отметили, что росток прошёл весь лабиринт в поисках света. Дети под руководством воспитателя, с помощью наводящих вопросов пришли к выводу, что растениям нужен свет.

Для того, чтобы дети поняли пользу дождевого червя для растений мы использовали следующий эксперимент: взяли два одинаковых растения, в почву одного из них поместили дождевого червя(цветочные кашпо должны быть прозрачными). Растения поливали, но почву не рыхлили, через неделю рассмотрели растения и почву и в ходе наблюдения дети пришли к выводу, что черви рыхлят почву, что способствует поступлению воздуха к корням растений и как следствие здоровью всего растения. В этом же эксперименте дети получили представление о том, что корням растения необходим воздух.

В процессе таких длительных экспериментов дети знакомятся с потребностями растений в поливе, освещении, рыхлении почвы.

Можно использовать кратковременный эксперимент. Например: опыт показывающий как растение проводит по своему стеблю воду, высасывая её из почвы. В период вегетативного размножения фуксии срезаем побеги, оставляя основной ствол высотой 8-10 см. поливаем обильно растение и после этого дети, могут наблюдать как на срезе появляется вода.

В ходе экспериментальной деятельности важно проработать исследовательский цикл, предусматривающий серию взаимосвязанных опытов. Например, знакомя детей с пустыней и её обитателями, мы вначале знакомили детей с расположением пустынь на земном шаре. Используя глобус и лампу, подвели детей к пониманию того, что в местах расположения пустынь очень солнечно, солнце яркое и сильно нагревает поверхность. Затем мы использовали опыты с песком и водой, которые показывали детям, почему в пустыне нет воды(песок хорошо пропускает воду), для сравнения пропускаемости воды песком, использовались почва и глина. На прозрачные ёмкости натягивалась марля, на которую насыпались песок, глина, почва; затем на них равномерно наливалась вода, и дети наблюдали с какой скоростью и в каких количествах на дно ёмкости просачивается вода (материал на каждого ребёнка).

На следующем этапе мы определяли, почему верблюд легко перемещается по песку, а лошадь нет. Детям предлагалось воткнуть в песок тонкий карандаш и предмет с широкой поверхностью. Дети убеждались, что чем шире предмет, тем сложнее его воткнуть в песок. Этот опыт можно провести с использованием руки ребёнка: палец легко входит в песок, а раскрытая ладонь нет.

Также проводились эксперименты по определению зависимости формы и величины листа от условий произрастания в пустыне.

В ходе таких экспериментальных циклов у детей складывается целостная картина мира, понимание зависимости внешнего вида и образа жизни растений и животных от окружающей среды.

Эксперименты могут быть запланированными в рамках образовательной и воспитательной работы, но могут быть и спонтанными, когда ребёнок заметил в природе, что то удивительное для него, но не знает как происходит это явление, что на него влияет. Ребёнок задаёт вопрос взрослому. В этот момент главное не давать ребёнку готовых ответов, а предложить поэкспериментировать, если это возможно, если эксперимент не возможен, взрослый подводит ребёнка к самостоятельному выводу наводящими вопросами. Это активизирует умственную и речевую активность детей, способствует развитию логического мышления.

Мы использовали эксперименты по нескольким разделам:

— неживая природа: вода, почва, глина, песок, вес, притяжение, свет и цвет, магнетизм;

— живая природа: приспособление к окружающей среде, человек и рукотворный мир.

С детьми проводятся следующие эксперименты:

«Где есть воздух?», «Почему у утки такие лапы?»

«Куда исчезла вода?» «Почему белый медведь не мёрзнет?»

«Как летают птицы?» «Где живёт радуга?»

«Откуда и куда дует ветер?»

«Что помогает утке не намокать в воде?»

«Где ночует солнце?» «Как плавает рыба?»

«Как строение клюва птицы зависит от её питания?»

«Как гусеница превращается в бабочку?»

«Почему у кактуса иголки?» и другие.

Для организации и проведения экспериментов в нашем уголке создана опытно – исследовательская лаборатория. Здесь расположены природные и бросовые материалы, инвентарь необходимый для организации экспериментальной деятельности:

— ёмкости, воронки, мерные стаканы, магниты, зеркала, фонарик, глобус, пипетки, песочные часы, одноразовые шприцы без игл, трубочки для коктейля, палочки;

— неструктурированные материалы: земля, глина, песок, опилки, древесный уголь, стружка, соль;

— семена различных растений, жёлуди, шишки, перья птиц, скорлупа, ракушки, камни.

Кроме этого в нашем уголке природы вместе с детьми мы организуем «огород на подоконнике», где мы вместе с детьми высаживаем семена различных растений, предварительно проращивая их. В ходе этой работы дети знакомятся с внешним видом семян разных растений, учатся высаживать их, наблюдают за прорастанием и дальнейшим ростом, ухаживают за саженцами. В процессе труда в природе дети самостоятельно пополняют свои знания. Для этого мы создаём проблемные ситуации, которые разрешают сами дети, что повышает их интерес к труду, развивает целеустремлённость, желание добиться успехов и положительного результата, ставит их перед необходимостью активизировать познавательные процессы и пополнять свои знания.

Очень часто природа сама преподносит нам для наблюдения свои эксперименты. Например: осенью стало холоднее и исчезли насекомые, а как только пригрело солнышко можно увидеть летающих мошек, и даже порхающих бабочек. Задача грамотного педагога самому увидеть интересное явление природы и обратить внимание детей, подведя к пониманию того, почему это происходит.

Но наша работа не ограничивается только работой с детьми. Для более эффективного достижения поставленных задач мы организуем работу с родителями и педагогическим персоналом ДОУ. Для воспитателей дошкольного учреждения организовывались открытые мероприятия, консультации, праздники.

В работе с родителями мы поставили задачу показать необходимость воспитания у детей экологической культуры и формирования экологических представлений. Для достижения поставленной цели применялись следующие формы работы:

— анкетирование родителей, которое показало, что интересно родителям, как они представляют процесс экологического воспитания детей;

— дни открытых дверей;

— практические семинары, консультации: «Мастерим с детьми из природного материала», «Растим детей добрыми»

— оформление информационных стендов;

— Экскурсии на природу с родителями и детьми;

— индивидуальные и групповые беседы с родителями;

— задания на выходные для родителей с детьми «Наше домашнее животное», «Как изменилась берёзка».

Вся работа способствовала сплочению семей и педагогического коллектива, воспитанию у детей любви к родному дому, к природе в целом, формированию более целостного восприятия мира, воспитанию экологической культуры у дошкольников.

Из опыта работы воспитателя Головченко Д.Н.

                       Педагогический проект
                   «День Российского флага»
               (Старшая- подготовительная группа)

Тип проекта: информационно-творческий. 
Вид проекта: групповой.
Срок реализации проекта:
краткосрочный                                                                                                                          Возраст: 5-7лет

Участники: дети старшей-подготовительной группы, воспитатель, родители.

Виды деятельности: познавательно — исследовательская, коммуникативная, игровая, изобразительная, двигательная
Актуальность
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это любовь к родным местам и гордость за свой народ,  воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;  расширение представлений Родине; знакомство детей с символами государства.
Актуальность настоящего проекта определяется стремлением расширить познания дошкольников об истории государственного флага, культуре и традициях родной страны. В современных семьях подобные вопросы не считаются важными и заслуживающими должного внимания. К сожалению,   День флага праздник молодой и мало кто знает историю праздника – 22 августа. Этот проект позволит детям и их родителям лучше узнать об этом празднике и традициях его празднования, что является отличной возможностью воспитать чувство гордости за свой народ, Родину и конечно символику нашей страны.
Проблема: Недостаточные знания детей о государственных символах флаге России. День флага праздник молодой и мало кто знает историю праздника – 22 августа   
Цель:                                                                         Формировать представления о значении Государственного флага РФ.
Задачи:
1. Обобщить знания детей о Государственном флаге /значение цветов, изображенных на флаге/
2.Уточнить представление детей о России как о государстве, в котором они живут (столица).                                                                      3. Способствовать обогащению словарного запаса по теме «Родина», расширению кругозора.                4.Воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за нее, уважительное отношение к Государственному флагу РФ.
Планируемые результаты
 — у детей сформируются знания об истории возникновения Российского флага,
— дети будут знать значение цветов на флаге
-Дети будут иметь представление о дне Российского флага
Будут проявлять интерес к творческой деятельности 
-Будут с гордостью и уважением относится к своей стране.
— Пополнится  предметно – развивающая среда в группе:  фотографиями,  иллюстрациями,  художественной  литературой, энциклопедиями.

Этапы реализации проекта:

1этап:  подготовительный

1.Составление плана работ
2.Беседа с детьми о Флаге
3. Подбор иллюстраций, художественной литературы  по теме.
 2 этап основной  практический.
1.Написание конспектов
2.Узнать как можно больше сведений  о Российском флаге из энциклопедий и справочников.
3.На этом этапе все участники проекта принимают участие в практической деятельности по воплощению ранее изученных теоретических знаний.
Организация деятельности детей в рамках проекта.

Вид деятельности

Содержание

Игровая

Дидактические игры: «Будь внимателен», «Найди такой же», «Развивающее лото «Флаги»,  «Собери флаг», «Белый, синий, красный»,

Коммуникативная

Беседы

— «Наш дом – Россия»;

— «У каждой страны свой флаг»;

— «Где флаги увидеть можно»

Познавательно — исследовательская

НОД

-Тема «Под флагом родины единой»

-Тема  « День государственного флага России» 

— Презентация «День Российского Флага»,                                                                                                             Просмотр мультфильма «Как Петр-Царевич искал цвета для флага                                                                                                           Викторина «О Государственном флаге Российской Федерации»                                                                  

Восприятие художественной литературы

Чтение стихотворений:

-В.Степанов «Флаг России»,

-Е Николаев «Флаг родины моей»

-Г.Лапшина «Три цвета на флаге России».

 -Заучивание В.Степанов «Флаг России».

 -К. Ушинский «Наше Отечество»

изобразительная

НОД                                                                                                                                                                            — Аппликация Тема: «Флаг России».                                                                                                                           — Рисование: «Флаг России»                                                                                                                                   -Аппликация «Флаг России»

Музыкальная

Слушание Гимна России. 

песня«Флаг России», муз. И. Г. Смирновой.

Двигательная

Эстафеты: «Марш-бросок», «Кто скорее до флажка», «Переправа»,  «Кто быстрее соберет флажки» 

 

Работа с родителями:

  1.  Консультации:

— «История Российского флага»

— «Россия – страна, в которой мы живем»

-Заучивание стихотворений о флаге, Родине.

-Показать детям флаги на улицах города

3этап: Заключительный

1.Оформление выставки рисунков
— «Флаг нашей Родины»
2. Оформление «Окна России»
2.Презентация
проекта                                                                               Результаты проекта
-У детей сформированы знания об истории возникновения  Российского флага, его отличительных особенностях, значении цветов
-Дети имеют представление о дне Российского флага
-Проявляют познавательную активность к истории своего государства.
-Проявляют интерес к творческой деятельности  /могут самостоятельно изготовить из бумаги и рисовать флаг России/
-Испытывают уважение и любовь к Родине, чувство гордости за свою страну.
— Пополнилась  предметно  – развивающая  среда  в группе:  фотографиями,  иллюстрациями,  художественной  литературой.


Class Activities

Date : 31 Янв 2022