Головченко Диана Николаевна

Консультация по правилам дорожного движения 

Картотека игр по формированию ЗОЖ

Консультация для родителей на тему спорт

«Как выбрать вид спорта?»

Движение детям необходимо. Но, к сожалению, реальность такова, что с каждым годом все меньше и меньше малышей приходят в спорт.

С самого момента рождения родители стремятся развивать своего ребенка. Причем все чаще и чаще мамы и папы отдают предпочтение развитию духовному и интеллектуальному, отодвигая физические занятия на второй план. Но не стоит умалять значения физической подготовки! Врачи, обеспокоенные стремительным омоложением сердечно-сосудистых заболеваний, провели широкомасштабные исследования среди детей и подростков. Результат был впечатляющим. Оказалось, что возраст от 5 до 8 лет является определяющим в плане риска развития у взрослого человека атеросклероза и инфаркта миокарда. Причем, чем активнее ребенок занимался спортом, тем меньше этот риск.

Понятно, что каждый родитель хочет, чтобы его ребенок рос здоровым и сильным. Итак, решено: надо заниматься спортом! Но каким именно?

Командные игры.

Этот вариант лучше всего подойдет открытым для контакта, общительным детям. Или же, наоборот, малышам, нуждающимся в развитии этой черты характера. Не будем останавливаться для перечисления всех видов. Отметим только, что несмотря на то, что понятие спортивного равноправия в области командного спорта никто не отменял, тем не менее существуют определенные ограничения для представительниц слабого пола. Девочкам обычно рекомендуют попробовать себя в баскетболе, гандболе, волейболе, но отдавать малышку, например, в женский хоккей большинство даже увлеченных этим видом спорта родителей считают нецелесообразным.

Многие мальчишки с удовольствием погоняют в футбол или побросают мяч в баскетбольную корзину. Так что, если у вас нет четких приоритетов среди спортивных видов, возможно, стоит начать именно с этих. Профессиональные тренировки начинают обычно с 5 лет.

Как правило, мальчишкам нравится много движения и общения, да и к тому же в футбол, как и в хоккей, у нас в стране «играют настоящие мужчины».

Водные виды спорта.

Вот эта стихия, без преувеличения, подходит всем без ограничения. Еще не научившиеся ходить малыши именно здесь постигают спортивные азы. Сами родители, отправляя ребенка в секцию плавания, прыжков в воду, синхронного плавания или водного поло, часто аргументируют свое решение тем, что именно благодаря спортивным водным процедурам у детей вырабатывается хорошая осанка и крепкие мышцы. Да и сам факт, что чадо научится плавать и чувствовать себя как рыба в воде, не оставляет многих родителей равнодушными. Что уж говорить о роли закаливания!

Гимнастика.

Она может стать первой ступенью в занятиях любым другим видом спорта (не зря ее называют матерью всех спортивных занятий), и начинать тренировки можно уже с 3 дет.

Вот куда специалисты смело рекомендуют родителям отдавать детей. Ведь этот вид спорта развивает практически все: осанку, координацию, мышцы, характер, грацию, стройность. Особенно гимнастика любима и популярна среда девочек. Причин этому много. И овна из них связана с тем, что фигура гимнастки смотрится наиболее гармонично – у девочек нет широких плеч, присущих тем, кто занимается водными видами спорта, нет резких, а зачастую угловатых движений, которые характеризуют участников командных видов спорта.

Кроме того, гибкость, сформированная во время занятий, сохраняется у девочки на всю оставшуюся жизнь, придавая походке легкость и грацию.

Лыжи.

Это не только традиционные лыжи, но и модные нынче биатлон, сноуборд, прыжки с трамплина, горные лыжи и многое другое.

Однако специалисты настоятельно рекомендуют детям начинать знакомство с зимними видами спорта с традиционных лыж. Этот вид спорта особенно хорош с точки зрения закаливания, ведь ребенок постепенно привыкает к постоянному свежему воздуху, развиваются все мышцы (прежде всего ног), координация движений. Конечно, существует угроза травматизма. Но абсолютно безопасного вида спорта нет. Спорт есть спорт. Об этом забывать не стоит.

Фигурное катание.

Очень красивый и зрелищный вид спорта, которым легко увлекаются и мальчики, и девочки. Несмотря на внешнюю простоту и красоту, относится к наиболее сложным, поэтому нужно настроиться на то, что не все сразу будет получаться, как хотелось бы. Именно здесь особенно сильно чувствуется жесткая конкуренция. Безусловно, хорошо развиваются мышцы ног, рук как у парников, так и сольных танцоров на льду, координация, грация. Но фигуристам приходится много работать не только на катке, но и в зале – над хореографией.

Теннис.

Во время занятий работают практически все группы мышц, хорошо развивается координация движений. Этот вид спорта (а вернее, регулярные соревнования) также помогает выработать у ребенка столь необходимые в жизни качества, как упорство и настойчивость. Однако, что греха таить, этот вид спорта – не из дешевых. Кроме того, теннис не терпит пренебрежения. Для серьезного овладения техникой надо заниматься 2-3 раза в неделю, а количество детей в группе при этом должно быть не более 4-5. Время от времени также необходимы индивидуальные тренировки.

Боевые искусства.

Приобрели особую популярность в последние десятилетия. Сюда относятся дзюдо, самбо, карате, айкидо, ушу и еще множество вариантов единоборств. Эти виды спорта развивают координацию движений, мускулатуру, учат малыша быстро реагировать и правильно падать. Девочки занимаются боевыми искусствами с не меньшей охотой, чем мальчики. Это неудивительно: в наше время умение постоять за себя очень полезный навык. Уровень травматичности при квалифицированном преподавании не выше обычного. Однако надо быть готовым к тому, что после тренировок неизбежны синяки.

Танцы.

Хотите найти более простой и безопасный путь приобщения вашего ребенка к спорту? Начните с обычных танцев. К танцам относятся: спортивные танцы, аэробика, разновидности современных танцев Кто знает, может, это призвание вашего ребенка?

Это очень важно!

К выбору вида спорта нужно отнестись предельно внимательно. Важно, чтобы он соответствовал характеру ребенка. Нельзя давить на малыша, через силу заставлять его ходить в спортивную секцию, ведь спорт должен приносить радость. Прежде всего, внимательно присмотритесь и прислушайтесь к своему чаду.

Ни в коем случае нельзя сбрасывать со счетов его склонности и бороться с природой, пытаясь на свое усмотрение «улучшать» ребенка. Попробуйте выявить и развить все позитивное, что досталось ему от рождения.

Но главное, чтобы малыши хотели заниматься, ведь спорт – это здоровье!

Развивая ребенка физически, мы укрепляем его здоровье. Как известно, двигательная активность влечет за собой развитие интеллекта. Дети, которые занимаются спортом, часто опережают сверстников в решении задачек «для ума».

Кроме того, увлечение ребенка спортом может растянуться на долгие годы и родителям не придется беспокоиться о том, каким образом отвлечь подростков от влияния улицы и сомнительных компаний. Спорт лечит не только физически, но и нравственно


Нравственное воспитание

НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПО СРЕДСТВАМ СЕМЕЙНОГО ЧТЕНИЯ

По требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), задачи нравственного воспитания приоритетно решаются в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» и интегрированы в другие образовательные области. Одним из основных принципов дошкольного образования является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Стандарт направлен на решение ряда задач, в том числе и на «объединения обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных  ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества», «формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитием их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка…» .

Федеральная программа позволяет реализовать несколько основополагающих функций дошкольного уровня образования, один из них это «Создание единого ядра содержания дошкольного образования ориентированного на приобщение детей к традиционным нравственным и социокультурным ценностям российского народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины» .

В отечественной педагогике существуют разные точки зрения на определение понятия нравственного воспитания.

«Нравственное воспитание, по определению Ю. К. Бабанского – это процесс, направленный на формирование и развитие целостной личности ребенка, предполагает становление его отношения к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и самому себе».

В понятие нравственного воспитания Ю. К. Бабанский включает традиционные еще для советской школы черты, которые определяют уровень гражданственности и социализации личности.

    С. А. Козлова и Т. А. Куликова дают следующее определение понятия «нравственное воспитание» – «это целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества». Исследователи делают акцент на зависимости нравственных норм от устоев конкретной социальной среды, наводя на вывод о том, что социальная среда является одним из факторов нравственного воспитания.

Нравственное воспитание подрастающего поколения во все времена стояло на первом месте в системе воспитания и считалось основой воспитательного процесса. Менялись порядки общественной жизни, политического устройства общества, уровень его экономического развития, но на всех этапах развития – подъемов и падений, рассвета и упадка – на уровне семьи и государства, непременным приоритетом в образовательном процессе оставалось нравственное воспитание личности .

Нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни предполагает адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности. Взрослый в дальнейшей жизни расширяет и углубляет то, что сложилось в его душе в течение первых семи лет.

Сензитивным периодом для нравственного воспитания является старший дошкольный возраст. К старшему дошкольному возрасту ребенок уже накопил определенный багаж нравственного опыта; состоялось его нравственное самоопределение, сформировалось самосознание.

Формирование нравственных представлений ребенка является одним из условий сохранения и развития его индивидуальности, поэтому нравственному воспитанию детей дошкольного возраста уделяется большое внимание, что нашло отражение в нормативно-правовых актах, регламентирующих деятельность дошкольных образовательных организаций.

В определенной степени, нравственное воспитание объединяется с процессом социализацией личности старшего дошкольника, является его составным элементом.

Прочность и устойчивость нравственных качеств личности в процессе нравственного воспитания, по мнению В. С. Мухиной, зависит от того, как они формировались, какой механизм был положен в основу педагогического воздействия. От того, насколько правильными будут действия педагогов, зависит успех этого процесса.

Для того, чтобы у ребенка сформировались определенные нравственные качества, необходимы знания и представления об этих качествах. Если эти представления отсутствуют, то у ребенка не будет происходить осознание важности и значимости этих качеств, а значит – и целостного процесса нравственного воспитания.

Важно подчеркнуть, что нравственное воспитание закладывается у ребенка в семье. В семье формируются все нравственные качества: доброжелательность, отзывчивость, внимательность, заботливость и другие. Однако далеко не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей воздействия на ребенка. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие не умеют это делать, третьи не понимают, зачем это нужно. Во всех случаях необходима квалифицированная помощь дошкольного учреждения.

Следует отметить, что педагоги дошкольных учреждений не всегда проникаются сознанием важности и необходимости сотрудничества с семьей. Поэтому успех нравственного воспитания детей во многом зависит от характера субъективного нравственного пространства, в котором они живут.

Для того, чтобы воспитывать в старших дошкольниках нравственные качества, необходимо их закрепление в семье. Наиболее приемлемой формой взаимодействия членов семьи в процессе нравственного воспитания мы считаем семейные традиции.

Н.А. Каратаева отмечает, что уважительное отношение к семье необходимо воспитывать именно в период дошкольного детства, когда у ребенка формируются основные представления о семье, семейных традициях и устоях и т.д. Большая роль в воспитании уважительного отношения к семье автором отводится традициям.

Так же, Н.А Каратаева, считает, что семейные традиции в каждой конкретной семье зависят от следующих факторов;

— возраста родителей и детей;

— уровня образования, культуры родителей;

— интересов детей;

— интересов и потребностей родителей;

-финансовых возможностей семьи;

— национальных и религиозных убеждений семьи и др..

Н. Г Болдырева, отмечает, что семейные традиции – это не всегда что-то грандиозное и масштабное. Даже скромные еженедельные ритуалы, которые заведены в той или иной семье, можно считать традицией. Например, уборка по субботам, совместный завтрак в воскресенье утром или просмотр вместе с детьми мультфильмов по пятницам .

Более того, привычка членов семьи желать друг другу доброго утра, целоваться при встрече или прощании, звонить о том, что кто-то из близких благополучно добрался до места назначения, можно также отнести к элементам традиции – то есть семейному ритуалу.

Семейное чтение обладает уникальными способностями создать уют и взаимопонимание в семье, является мощным стимулом развития личности ребенка. Семейное чтение – это практика, при которой члены семьи собираются вместе для чтения книг или историй. Совместное, семейное чтение для ребёнка имеет особое значение, это не только хорошая семейная традиция, это огромный урок мудрости и жизни. У родителей и детей – общий интерес и совместное дело. Проводить время вместе – значит отдать ребёнку все внимание целиком. Так же, одним из средств нравственного воспитания будет традиция семейного чтения.

У многих современных детей совершенно отсутствует интерес к чтению, к книге. Интерес к чтению необходимо воспитывать у детей с дошкольного возраста. Чуткость ребенка к художественному слову удивительна, и при хорошем руководстве у него постепенно, еще до умения хорошо читать, начинает складываться начитанность, уважение к книге и способность творчески воспринимать литературу.

Формированием в ребенке будущего читателя занимается детский сад и семья, именно они вводят дошкольника в мир книги. Приобщая ребенка к книге, взрослые формируют интерес к процессу слушания художественной литературы; и здесь важен эмоциональный отклик и отзыв ребенка на услышанное (переживание, сочувствие, радость, грусть и т.д.).

Без тесного сотрудничества педагогов, детей и родителей не стоит ожидать высоких результатов в деле приобщения детей к книжной культуре, чтению.

Родители должны стать полноправными партнерами в системе работы:

  • организация совместного семейного чтения, с обязательной беседой о прочитанном;
  • активное участие вместе с детьми в литературных викторинах, досугах по литературным произведениям детских писателей и поэтов; в конкурсах чтецов;
  • совместные посещения детских библиотек.

Таким образом, целенаправленная работа воспитателей и родителей уже в ближайшее время покажет результат работы: у детей возникнет интерес к книгам, тяготение к постоянному общению с ними, стремление к знакомству с новыми произведениями.

Помимо этого, выдающиеся мыслители прошлого и современные педагоги, психологи придают большое значение к изучению проблемы нравственного воспитания, то есть целенаправленному процессу, приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. Нравственное воспитание представляет собой сложный по структуре процесс усвоения ребенком нравственных установок, ценностей, качеств, облика, позиций, поведения, чувств и др. Это незаменимый элемент общего воспитания ребенка.

 

Список литературы

  1. Бабанский, Ю. К. Избранные педагогические труды / [сост. М. Ю. Бабанский ; авт. вступ. ст. Г. Н. Филонов, Г. А. Победоносцев, А. М. Моисеев ; авт. коммент. А. М. Моисеев]. Режим доступа: http://elib.gnpbu.ru/text/babanskiy_izbrannye-pedagogicheskie-trudy_1989/ (дата обращения: 29.10.23 г.)
  2. Болдырева, Н. Г. Семейные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников / Н. Г. Болдырева, Л. А. Зверева, С. И. Рябинина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 22 (102). — С. 753-755. — URL: https://moluch.ru/archive/102/23268/ (дата обращения: 28.08.2023).
  3. Ильясова, И. А. Формирование нравственных представлений как условие сохранения и развития индивидуальности ребенка дошкольного возраста / И. А. Ильясова, Н. Ш. Сыртланова // 30 лет Конвенции о правах ребенка: современные вызовы и пути решения проблем в сфере защиты прав детей : сборник материалов Международной научно-практической конференции, 17 ноября 2020 г., Екатеринбург / Рос. гос. проф.-пед. ун-т. — Екатеринбург: РГППУ, 2020. — С. 349-353.
  4. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика[Текст] /C.А. Козлова. – М.: Владос, 2019. – 416 с.
  5. Мухина, В. С. Детская психология [Текст] /В .С. Мухина. — М.: Просвещение, 2019. — 272 с.
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155): Режим доступа: https://shkolastarotimoshkinskaya-r73.gosweb.gosuslugi.ru/netcat_files/userfiles/DetSad/FGOS_DO_v_deystvuyuschey_redaktsii_s_17.02.2023.pdf 



Из опыта работы воспитателя Головченко Д.Н.
Тема: «Формирование экологических представлений детей дошкольного возраста через организацию поисково- познавательной деятельности»

Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми. Кто такой школы не прошёл. (К.Е. Тимирязев)

Стремление познать окружающий мир – одна из характерных особенностей человека, отличающая его от остальных обитающих на нашей планете живых существ.

Первые основы экологического образования и воспитания – надлежащее отношение к окружающей среде, правильное понимание видения мира закладывается в период дошкольного детства. Именно в этот период формируется отношение к себе, к людям, к миру, в котором живёт ребёнок.

Цель экологического воспитания и образования – научить детей экологически целесообразному образу жизни. Начинать работу в этом направлении надо уже с младшего дошкольного возраста, когда в детях закладывается фундамент познавательной активности, пробуждается интерес к окружающему.

Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от природы. Это свойство И.П.Павлов назвал рефлексом «что такое?», под влиянием которого ребёнок обнаруживает качества предметов, устанавливает новые для себя связи между ними. Особую роль природы в развитии логического мышления и связной речи подчёркивал К.Д.Ушинский.

Почему именно природе отводиться особая роль в формировании и развитии познавательных процессов? Природа постоянно окружает ребёнка, очень рано входит в его жизнь. Ребёнок начинает знакомиться с нею ещё до того, как произнесёт первые слова, сделает первые шаги, откроет первую книгу. Многогранный мир природы пробуждает у детей любознательность и интерес. Окружающая природа эмоционально захватывает ребёнка, поражает его воображение, побуждает к размышлению, сомнению. Умение наблюдать, вырабатываемое в процессе познания природы, рождает привычку делать выводы, воспитывает логику мысли.

Вопросы детей уже среднего возраста направлены на уяснение связей, отношений между предметами и явлениями действительности, на систематизацию своих представлений, на нахождение в них общего и различного. Логика природы доступна ребёнку. Ему легче обнаружить связи и отношения в мире природы, чем в других областях действительности. Наиболее сложными для дошкольников являются причинно – следственные связи. Их установление требует глубокого умственного поиска, определённой степени развития логического мышления. Но направлять, регулировать деятельность ребёнка по познанию окружающего мира должен педагог.

Одним из основных методов ознакомления детей с объектами и явлениями природы является наблюдение, но иногда. Чтобы понять суть явлений природы, взаимодействие и взаимовлияние объектов природы, свойства предметов одного наблюдения недостаточно.
В соответствии с планом  воспитательно – образовательного работы  мы предположили, что более глубокому усвоению детьми экологических представлений может способствовать организация поисково – познавательной деятельности. Поисково- познавательная деятельность – особый способ практического освоения действительности, направленный на создание таких условий в которых предметы и явления наиболее ярко обнаруживают свою сущность скрытую в обычных ситуациях.

Главное достоинство метода поисково- познавательной деятельности заключается в том, что он даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе данной деятельности идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Следствием является не только ознакомление ребёнка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приёмов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

Наша работа по экологическому воспитанию детей начинается в младшем дошкольном возрасте.

В начале нашей работы мы определили и поставили следующую цель нашей работы:

Создание условий для обеспечения элементарной опытнической деятельности и как следствие повышение уровня экологических знаний и представлений детей дошкольного возраста.

Из поставленной цели мы выделили следующие задачи нашей работы:

1. повышение уровня знаний детей об объектах природы и уровня отношений детей к данным объектам;

2. использовать традиционные и нетрадиционные методы обучения детей дошкольного возраста;

3. использовать метод поисково – познавательной деятельности для расширения и углубления знаний и представлений детей.

Одним из важных условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении является правильная организация предметно- развивающей среды.

Главными задачами развивающей среды являются:

— создание условий для формирования у ребёнка экологической культуры;

— экологически грамотное поведение в природе, безопасное как для самой природы, так и для ребёнка;

— создание условий для ознакомления и общения ребёнка с природой ближайшего окружения.

Экологическая развивающая среда в детском саду должна способствовать:

— познавательному развитию ребёнка;

— эколого-эстетическому развитию;

— оздоровлению ребёнка;

— формированию нравственных качеств;

— формированию экологически грамотного поведения;

— экологизации различных видов детской деятельности.

В нашей группе существует природный уголок, который обеспечивает непосредственное общение ребёнка с объектами природы. Это позволяет нам на протяжении всего периода обучения и воспитания детей использовать его для организации разнообразной деятельности детей и проведения экологических экспериментов. Под непосредственным руководством воспитателя дети систематически наблюдают и ухаживают за животными и растениями уголка природы.

В нашем уголке природы содержаться разнообразные растения предусмотренные программой воспитания и обучения: теневыносливые и светолюбивые, засухоустойчивые и влаголюбивые. Такое разнообразие позволяет знакомить детей с разнообразным растительным миром, недоступным в повседневной жизни.

Чтобы познакомить детей с условиями необходимыми для роста и развития растений мы проводим длительные и краткосрочные эксперименты. Например: для ознакомления детей с потребностью детей в свете, мы предлагаем детям поместить два одинаковых растения в разные условия: на свет и в тень. Через определённый промежуток времени дети замечают, что листва и побеги растений стали отличаться: растение на свету осталось зелёным, а растение в тени потеряло окраску листьев, стало бледным. В ходе наблюдений, которые фиксируются в дневнике, дети приходят к выводу, что свет необходим для благополучия растения.

Также для определения необходимости света для растения мы провели следующий эксперимент: посадили в почву клубень картофеля и нарыли посадку тёмной коробкой с внутренним лабиринтом и отверстием на противоположной поверхности, когда из отверстия показался росток картофеля, сняли коробку. Дети отметили, что росток картофеля внутри коробки тонкий и бледный, также дети отметили, что росток прошёл весь лабиринт в поисках света. Дети под руководством воспитателя, с помощью наводящих вопросов пришли к выводу, что растениям нужен свет.

Для того, чтобы дети поняли пользу дождевого червя для растений мы использовали следующий эксперимент: взяли два одинаковых растения, в почву одного из них поместили дождевого червя(цветочные кашпо должны быть прозрачными). Растения поливали, но почву не рыхлили, через неделю рассмотрели растения и почву и в ходе наблюдения дети пришли к выводу, что черви рыхлят почву, что способствует поступлению воздуха к корням растений и как следствие здоровью всего растения. В этом же эксперименте дети получили представление о том, что корням растения необходим воздух.

В процессе таких длительных экспериментов дети знакомятся с потребностями растений в поливе, освещении, рыхлении почвы.

Можно использовать кратковременный эксперимент. Например: опыт показывающий как растение проводит по своему стеблю воду, высасывая её из почвы. В период вегетативного размножения фуксии срезаем побеги, оставляя основной ствол высотой 8-10 см. поливаем обильно растение и после этого дети, могут наблюдать как на срезе появляется вода.

В ходе экспериментальной деятельности важно проработать исследовательский цикл, предусматривающий серию взаимосвязанных опытов. Например, знакомя детей с пустыней и её обитателями, мы вначале знакомили детей с расположением пустынь на земном шаре. Используя глобус и лампу, подвели детей к пониманию того, что в местах расположения пустынь очень солнечно, солнце яркое и сильно нагревает поверхность. Затем мы использовали опыты с песком и водой, которые показывали детям, почему в пустыне нет воды(песок хорошо пропускает воду), для сравнения пропускаемости воды песком, использовались почва и глина. На прозрачные ёмкости натягивалась марля, на которую насыпались песок, глина, почва; затем на них равномерно наливалась вода, и дети наблюдали с какой скоростью и в каких количествах на дно ёмкости просачивается вода (материал на каждого ребёнка).

На следующем этапе мы определяли, почему верблюд легко перемещается по песку, а лошадь нет. Детям предлагалось воткнуть в песок тонкий карандаш и предмет с широкой поверхностью. Дети убеждались, что чем шире предмет, тем сложнее его воткнуть в песок. Этот опыт можно провести с использованием руки ребёнка: палец легко входит в песок, а раскрытая ладонь нет.

Также проводились эксперименты по определению зависимости формы и величины листа от условий произрастания в пустыне.

В ходе таких экспериментальных циклов у детей складывается целостная картина мира, понимание зависимости внешнего вида и образа жизни растений и животных от окружающей среды.

Эксперименты могут быть запланированными в рамках образовательной и воспитательной работы, но могут быть и спонтанными, когда ребёнок заметил в природе, что то удивительное для него, но не знает как происходит это явление, что на него влияет. Ребёнок задаёт вопрос взрослому. В этот момент главное не давать ребёнку готовых ответов, а предложить поэкспериментировать, если это возможно, если эксперимент не возможен, взрослый подводит ребёнка к самостоятельному выводу наводящими вопросами. Это активизирует умственную и речевую активность детей, способствует развитию логического мышления.

Мы использовали эксперименты по нескольким разделам:

— неживая природа: вода, почва, глина, песок, вес, притяжение, свет и цвет, магнетизм;

— живая природа: приспособление к окружающей среде, человек и рукотворный мир.

С детьми проводятся следующие эксперименты:

«Где есть воздух?», «Почему у утки такие лапы?»

«Куда исчезла вода?» «Почему белый медведь не мёрзнет?»

«Как летают птицы?» «Где живёт радуга?»

«Откуда и куда дует ветер?»

«Что помогает утке не намокать в воде?»

«Где ночует солнце?» «Как плавает рыба?»

«Как строение клюва птицы зависит от её питания?»

«Как гусеница превращается в бабочку?»

«Почему у кактуса иголки?» и другие.

Для организации и проведения экспериментов в нашем уголке создана опытно – исследовательская лаборатория. Здесь расположены природные и бросовые материалы, инвентарь необходимый для организации экспериментальной деятельности:

— ёмкости, воронки, мерные стаканы, магниты, зеркала, фонарик, глобус, пипетки, песочные часы, одноразовые шприцы без игл, трубочки для коктейля, палочки;

— неструктурированные материалы: земля, глина, песок, опилки, древесный уголь, стружка, соль;

— семена различных растений, жёлуди, шишки, перья птиц, скорлупа, ракушки, камни.

Кроме этого в нашем уголке природы вместе с детьми мы организуем «огород на подоконнике», где мы вместе с детьми высаживаем семена различных растений, предварительно проращивая их. В ходе этой работы дети знакомятся с внешним видом семян разных растений, учатся высаживать их, наблюдают за прорастанием и дальнейшим ростом, ухаживают за саженцами. В процессе труда в природе дети самостоятельно пополняют свои знания. Для этого мы создаём проблемные ситуации, которые разрешают сами дети, что повышает их интерес к труду, развивает целеустремлённость, желание добиться успехов и положительного результата, ставит их перед необходимостью активизировать познавательные процессы и пополнять свои знания.

Очень часто природа сама преподносит нам для наблюдения свои эксперименты. Например: осенью стало холоднее и исчезли насекомые, а как только пригрело солнышко можно увидеть летающих мошек, и даже порхающих бабочек. Задача грамотного педагога самому увидеть интересное явление природы и обратить внимание детей, подведя к пониманию того, почему это происходит.

Но наша работа не ограничивается только работой с детьми. Для более эффективного достижения поставленных задач мы организуем работу с родителями и педагогическим персоналом ДОУ. Для воспитателей дошкольного учреждения организовывались открытые мероприятия, консультации, праздники.

В работе с родителями мы поставили задачу показать необходимость воспитания у детей экологической культуры и формирования экологических представлений. Для достижения поставленной цели применялись следующие формы работы:

— анкетирование родителей, которое показало, что интересно родителям, как они представляют процесс экологического воспитания детей;

— дни открытых дверей;

— практические семинары, консультации: «Мастерим с детьми из природного материала», «Растим детей добрыми»

— оформление информационных стендов;

— Экскурсии на природу с родителями и детьми;

— индивидуальные и групповые беседы с родителями;

— задания на выходные для родителей с детьми «Наше домашнее животное», «Как изменилась берёзка».

Вся работа способствовала сплочению семей и педагогического коллектива, воспитанию у детей любви к родному дому, к природе в целом, формированию более целостного восприятия мира, воспитанию экологической культуры у дошкольников.

Из опыта работы воспитателя Головченко Д.Н.

                       Педагогический проект
                   «День Российского флага»
               (Старшая- подготовительная группа)

Тип проекта: информационно-творческий. 
Вид проекта: групповой.
Срок реализации проекта:
краткосрочный                                                                                                                          Возраст: 5-7лет

Участники: дети старшей-подготовительной группы, воспитатель, родители.

Виды деятельности: познавательно — исследовательская, коммуникативная, игровая, изобразительная, двигательная
Актуальность
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это любовь к родным местам и гордость за свой народ,  воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;  расширение представлений Родине; знакомство детей с символами государства.
Актуальность настоящего проекта определяется стремлением расширить познания дошкольников об истории государственного флага, культуре и традициях родной страны. В современных семьях подобные вопросы не считаются важными и заслуживающими должного внимания. К сожалению,   День флага праздник молодой и мало кто знает историю праздника – 22 августа. Этот проект позволит детям и их родителям лучше узнать об этом празднике и традициях его празднования, что является отличной возможностью воспитать чувство гордости за свой народ, Родину и конечно символику нашей страны.
Проблема: Недостаточные знания детей о государственных символах флаге России. День флага праздник молодой и мало кто знает историю праздника – 22 августа   
Цель:                                                                         Формировать представления о значении Государственного флага РФ.
Задачи:
1. Обобщить знания детей о Государственном флаге /значение цветов, изображенных на флаге/
2.Уточнить представление детей о России как о государстве, в котором они живут (столица).                                                                      3. Способствовать обогащению словарного запаса по теме «Родина», расширению кругозора.                4.Воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за нее, уважительное отношение к Государственному флагу РФ.
Планируемые результаты
 — у детей сформируются знания об истории возникновения Российского флага,
— дети будут знать значение цветов на флаге
-Дети будут иметь представление о дне Российского флага
Будут проявлять интерес к творческой деятельности 
-Будут с гордостью и уважением относится к своей стране.
— Пополнится  предметно – развивающая среда в группе:  фотографиями,  иллюстрациями,  художественной  литературой, энциклопедиями.

Этапы реализации проекта:

1этап:  подготовительный

1.Составление плана работ
2.Беседа с детьми о Флаге
3. Подбор иллюстраций, художественной литературы  по теме.
 2 этап основной  практический.
1.Написание конспектов
2.Узнать как можно больше сведений  о Российском флаге из энциклопедий и справочников.
3.На этом этапе все участники проекта принимают участие в практической деятельности по воплощению ранее изученных теоретических знаний.
Организация деятельности детей в рамках проекта.

Вид деятельности

Содержание

Игровая

Дидактические игры: «Будь внимателен», «Найди такой же», «Развивающее лото «Флаги»,  «Собери флаг», «Белый, синий, красный»,

Коммуникативная

Беседы

— «Наш дом – Россия»;

— «У каждой страны свой флаг»;

— «Где флаги увидеть можно»

Познавательно — исследовательская

НОД

-Тема «Под флагом родины единой»

-Тема  « День государственного флага России» 

— Презентация «День Российского Флага»,                                                                                                             Просмотр мультфильма «Как Петр-Царевич искал цвета для флага                                                                                                           Викторина «О Государственном флаге Российской Федерации»                                                                  

Восприятие художественной литературы

Чтение стихотворений:

-В.Степанов «Флаг России»,

-Е Николаев «Флаг родины моей»

-Г.Лапшина «Три цвета на флаге России».

 -Заучивание В.Степанов «Флаг России».

 -К. Ушинский «Наше Отечество»

изобразительная

НОД                                                                                                                                                                            — Аппликация Тема: «Флаг России».                                                                                                                           — Рисование: «Флаг России»                                                                                                                                   -Аппликация «Флаг России»

Музыкальная

Слушание Гимна России. 

песня«Флаг России», муз. И. Г. Смирновой.

Двигательная

Эстафеты: «Марш-бросок», «Кто скорее до флажка», «Переправа»,  «Кто быстрее соберет флажки» 

 

Работа с родителями:

  1.  Консультации:

— «История Российского флага»

— «Россия – страна, в которой мы живем»

-Заучивание стихотворений о флаге, Родине.

-Показать детям флаги на улицах города

3этап: Заключительный

1.Оформление выставки рисунков
— «Флаг нашей Родины»
2. Оформление «Окна России»
2.Презентация
проекта                                                                               Результаты проекта
-У детей сформированы знания об истории возникновения  Российского флага, его отличительных особенностях, значении цветов
-Дети имеют представление о дне Российского флага
-Проявляют познавательную активность к истории своего государства.
-Проявляют интерес к творческой деятельности  /могут самостоятельно изготовить из бумаги и рисовать флаг России/
-Испытывают уважение и любовь к Родине, чувство гордости за свою страну.
— Пополнилась  предметно  – развивающая  среда  в группе:  фотографиями,  иллюстрациями,  художественной  литературой.


Class Activities

Date : 31 Янв 2022